Методика "Ривина"«Логическая мозаика»
Эта методика предназначена для теоретического изучения материала на основе работы учащихся в парах сменного состава. Эта методика используется для самостоятельного изучения новой темы. Для этого каждой группы составляю проблемные вопросы, например при изучении темы: «Мыслители средневековья» для групп поставила следующий проблемный вопрос: «Что общего в религиозных взглядах средневековых мыслителей, какие их взгляды актуальны в наше время?». Каждый участник группы изучает религиозно-философские взгляды: ученик №1 Абу Насыр аль-Фараби; ученик №2 Ахмеда Яссави; ученик №3 Юсуфа Баласагуни; ученик №4 Махмуда Кашгари. Затем каждый участник группы знакомит остальных со своим заданием, обсудив находят ответ на поставленный проблемный вопрос.
Прием «Логическая мозаика»
На рисунках изображены исполнение различных обычаев, которые необходимо классифицировать любым понятным ученикам способом. При выполнении задания предложены разработанные мною критерии оценивания выполнения задания:
- Правильность названия всех видов обычаев (Знание )
- Определить правильность выбора обычаев в соответствии с тематикой.(Понимание)
- Классифицировать их по определенным признакам. (Применение)
- Компоновка в рамках общей идеи. Т.е. взаимосвязь всех элементов мозаики между собой, превращение их в единое целое.
Ученики получают опережающее задание например подготовить презентацию о жизни и деятельности исторической личности, достопримечательности той или иной страны в виде виртуальной экскурсии и т.д.
При изучении темы «Холодная война»
При изучении темы "Холодная война», проблемную ситуацию строю на том, что одни историки (советские) приписывают вину за развязывание "холодной войны" Западу, другие (западные) - СССР, третьи - обеим сторонам. Учащимся предлагаю выяснить: кто виноват? Одна группа выступает в роли западных историков, другая - в роли советских. Группам выдаются карточки с заданиями и указываются материалы для поиска ответов. Результатом работы становятся выступления групп. Учащиеся приходят к выводу, что виновными являются обе стороны.